ljchief (ljchief) wrote,
ljchief
ljchief

Красота армянских храмов в Москве в деталях

Оригинал взят у shaltay_boltay в Красота армянских храмов в Москве в деталях

Сегодня покажу армянские храмы, построенные в Москве, вблизи. Великолепные барельефы и фрески с изображениями исторических персонажей, необыкновенные хачкары, внешнее и внутреннее убранство кафедрального собора Преображения Господня и церкви-часовни Сурб-Хач (Святого Креста).

Из пояснений к снимкам можно будет узнать некоторые факты из истории Армении. А на заглавной фотографии - центральный вход в кафедральный собор (с западной части), ставший главным объектом армянского храмового комплекса в Москве на Олимпийском проспекте. Как я уже писал, это - самый высокий армянский храм в мире. С крестом его высота составляет 58 метров...


1.

диаметр купола собора равен 21 метру. В туфе розовато-красных оттенков, которым облицован храм Преображения Господня, по всему кругу вырезаны 72 креста - по числу младших учеников Христа. А главный крест, весящий более 2 тонн и высотой 7 метров, изготовили в Туле. Колокола для колокольни, венчающей главный портал, отлили в Воронеже.

2.

центральный вход в храмовый комплекс с улицы Трифоновской. Длина кафедрального собора - 40 м, а ширина — 35 м. Как отмечал архитектор Артак Гулян, несмотря на то что в Армении на протяжении столетий строят одноглавые церкви, собор в Москве — пятиглавый. Таким образом он органично вписывается в облик Москвы и ее храмов...

3.

архитектор Артак, который известен своими замечательными соборами и библиотеками, построенными в Армении, на фото со своим сыном...

4.

а это - автор барельефов Ашот Адамян, работавший над многочисленными образами из истории Армении, даже в сильные морозы...

5.

Посмотрим на северную часть храма, зайдя с Трифоновской улицы. Вот сидит с раскрытой книгой зачинатель армянской историографии св. МовсЕс ХоренацИ (5 век).

Далее - со своими учениками св. МесрОп МаштОц, родившийся еще в 4 веке и давший Армении ее 36-буквенный алфавит в 406 году. Создавая алфавит, Маштоц использовал греческую, среднеперсидскую, эфиопскую и некоторые другие системы письма. В ученом мире считается, что он создал также грузинский и албанский алфавиты...

И наконец стоит с раскрытой книгой католикос всех армян св. Саак ПартЕв (4-5 века) - 10-й армянский католикос, с деятельностью которого связано начало перевода Библии на армянский язык. Он - автор многих молитвенных проповедей-песнопений и праздничных духовных гимнов на евангельские сюжеты. По некоторым данным, его род восходит к св. Григорию Просветителю - первому армянскому католикосу, при котором Армения в 301 году приняла Христианство...

6.

Обратите внимание на многочисленные хачкары (крест-камни) на стенах храма. Они не встроены, как это обычно делается, в стены церкви, а высечены прямо на ее фасаде. Прежде на стенах, по традиции, высекали лишь другие, более мелкие, узоры, которые мы видим и здесь: лозы с виноградом, гранаты, листья и цветущие жизнетворящие кресты...

7.

следующие барельефы на той же, северной части, храма. Слева-направо: св. Григор НарекацИ (951 — 1003гг.) - армянский поэт, философ, монах, мистик и богослов, представитель раннеармянского Возрождения. Его лирико-мистическая поэма «Книга скорбных песнопений» переведена на многие языки, впервые напечатана в 1673 году в Марселе, распространяясь прежде в рукописных списках. Самый ранний из сохранившихся списков датируется 12 веком.

В 1985 году на стихи Нарекаци в переводе Наума Гребнева композитор Альфред Шнитке написал «Концерт для смешанного хора в четырех частях» . В 1988 году вышел первый полный перевод на русский «Книги скорбных песнопений» в издательстве «Наука».

Далее на барельефах - св.НерсЕс ШноралИ (Благодатный), изображен стоя с крестом и сидя. Армянский католикос (1098—1173 - годы жизни), поэт, музыкальный теоретик, композитор, философ, богослов и летописец.

правее - св. Григор ТатевацИ (1346-1409) — армянский философ, один из самых просвещенных людей средневековья, виднейший ученый, богослов и педагог, ректор Татевского университета в одноименном монастыре...

8.

Благовещение... Св.Богородица (барельеф на левой части главного портала храма)

9.

вход в церковь слева от главного портала с изображением над дверями св. Григория Победоносца.

10.

А над входом справа от главных дверей также высечен в камне всадник - св. Саркис- полководец, который вместе со своим сыном МартирОсом и четырнадцатью воинами погиб во имя христианской веры. По распоряжению нынешнего католикоса всех армян Гарегина II, праздник cв. полководца Саркиса провозглашен Днем благословения молодых или армянским Днем влюбленных. Он отмечается в одно из воскресений в конце января или начале февраля.

11.

и просто взгляд вверх...

12.

общий вид храмового комплекса от ворот на Трифоновской улице. Подчеркну, что все здания облицованы туфом разных оттенков, под ногами - гранит и мрамор

13.

справа от главного входа - резиденция католикоса всех армян и главы Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской апостольской церкви. К резиденции примыкает административное здание епархии:
14.


15.

гимназия имени Саргиса и Амалии Карапетян. Слева - малая церковь Сурб-Хач (Святого Креста). В нее мы и отправимся:
16.


17.

дверь в церковь сама по себе является произведением искусства...

18.

алтарь с Богородицей и младенцем и фреской "Тайная вечеря" над ним...
19.


20.

слева на стене - фреска, изображающая крещение Христа... Под ней купель...

21.

справа у стены металлические емкости с песком, в который ставят свечи...

22.

и вот такая люстра с необычным куполом, часть которого из стекла...

23.

Сурб-Хач и кафедральный собор Преображения Господня

24.

а так выглядит центральная часть главного портала кафедрального собора. Прямо над входом в храм лик Христа с надписью: "Я есмь дверь, кто войдет Мною, тот спасется...". Слева - наконечник копья Лонгина, которое хранится в Святом Эчмиадзине. Справа - длань св. Григория Просветителя.

25.

на правой части главного портала - Богородица с младенцем

26.

далее на южном (правом) приделе храма - лики святой РипсимЭ и дев-рипсимианок, возносящих молитвы Христу. 40 дев-христианок, пришедших в языческую Армению проповедовать, после отказа РипсимЭ стать женой царя Трдата III были побиты камнями. Спаслась только св. Нина (Нино), будущая крестительница Грузии. А сам царь впал в безумство. Его исцелил проповедник Григорий Просветитель, крестивший затем царя. Уверовав в силу христианства, Трдат провозгласил его 301 году государственной религией Армении...

27.

Чуть правее на фасаде собора можно видеть и изображение св. ЕгишЕ, историка и очевидца героического сражения 451 года при селе АварАйр. 26 мая против регулярной 230-тысячной персидской армии, включавшей элитный полк «Бессмертных» и боевых слонов, выступило армянское войско численностью в 66 тысяч. Большую часть войска составляло народное ополчение, в том числе женщины, монахи, старики. Они нанесли такой урон персам, что те вынуждены были уйти в свои пределы, отказавшись от требования к Армении перейти в зороастризм...

28.

композицию продолжают орлы с нимбами, символизирующие армянских воинов, павших за Родину, Церковь и Веру. Над ними лик Христа, и слева высечены слова: "За веру", "За Родину"...

29.

завершает композицию лик армянского полководца с щитом и мечом св. Вардана Мамиконяна, павшего смертью храбрых в битве с персами. Религиозно-национальная борьба армян за веру в 5 веке и освобождение от владычества Персии названа его именем - Вардананк. И Аварайрскую битву часто называют Вардананц.

30.

а это - святые Иоанн и Марк. На фасадах собора есть и другие общеизвестные лики святых. Например, еще Матфея и Луки, как и апостолов Фаддея и Варфоломея, проповедовавших и распространявших христианство в Армении...

31.

На стенах храма 16 композиций из хачкаров - по имени святых, которыми названы краеугольные камни церкви. Такие хачкары, высеченные прямо в стенах, применены в армянской архитектуре впервые...
32.


33.

давайте заглянем в сам собор, в котором могут поместиться единовременно 1000-1200 человек.

34.

с высоты 50-метрового центрального купола на нас взирает и благословляет Христос...

35.

обретение письмен - святые Месроп Маштоц и Саак Партев

36.

прародитель человечества Ной спускается с горы Арарат...

37.

на втором этаже главного портала размещаются певчие. Напротив, на возвышении - алтарь:
38.

39.


40.

в левой части алтаря хачкар из белого мрамора на фоне облицованных красным мрамором стен выделяется особо... Далее покажу фрески (по мотивам известных библейских сюжетов), украшающие изнутри ниши и стены храма:

41.


42.


43.


44.


45.

выходим из храма. Со стороны Олимпийского проспекта рядом с ним установлен такой вот редкий хачкар из красного и черного туфа...

46.

с тыльной, восточной стороны храма, как и с главной, ко всем нам с любовью обращается Христос... Скульптура такой величины создана в истории Армянской церкви впервые.

А репортаж об историческом событии - открытии храмового комплекса можно прочитать и посмотреть здесь: В Москве освящен самый высокий армянский храм в мире...



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments